Вопросом, который чаще всего политики задают экономическим экспертам - сможет ли украинская экономика выжить без кредитов зарубежных доноров? Их "шкурный" интерес к этой теме вполне понятен.
Такое мнение высказал член исполнительного комитета украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран.
По его словам, правительство и блок финансовых регуляторов выходят на коалиционные фракции парламента с целой торбой законопроектов, "которые надо принять, поскольку этого очень сильно просит МВФ".
"С другой стороны, не может не радовать прирост ВВП в первом квартале 2017 года на 2,5%, относительно стабильный курс гривны к доллару США и, по всей видимости, достаточно неплохой урожай при высоких ценах на зерновые. Поэтому у строптивых местных элит в головах все чаще возникают буйные идеи, подобные такой: "да зачем нам этот МВФ с их диктатом правил?". Но, на самом деле, не все так просто", - подчеркнул Шапран.
Эксперт утверждает, что экономическая стабильность, которую мы наблюдаем сейчас в Украине, во многом состоялась благодаря тому, что удалось стабилизировать финансы страны: провести реструктуризацию госдолга, стабилизировать курс, привести в нормальное состояние исполнение госбюджета.
"Все эти действия были поощрены высокими ценами на украинский экспорт в первые 3-4 месяца 2017 года. Тем не менее, не все так хорошо развивается, как это могло бы быть. Победное шествие нарастающим итогом 4 квартала подряд сменилось приростом ВВП всего на 2,5% в первом квартале 2017 года. Правда, в первом квартале 2016 года этот прирост составлял еще меньше – всего 0,1%. Так, в феврале-июне 2017 года промышленное производство было, хотя и незначительно, но меньше чем в том же периоде 2016 года", - пояснил он.
Также Шапран уточнил, что вторая проблема появилась после анализа динамики темпов роста экспорта и импорта, а также хронического отрицательного торгового баланса. По его мнению, девальвация оказалась значимым, но не очень эффективным лекарством для украинской экономики. Темпы роста импорта превышали рост экспорта, и ситуация поменялась лишь в первые 4 месяца 2016 года, а затем опять рост импорта стал опережать экспорт.
"Официальная статистика по товарам и услугам говорит о том, что у нас торговый баланс сведен с профицитом в более чем $330 млн. Но при оценке влияния девальвации на украинский рынок важен анализ именно товарной позиции. И она показывает, что товарный рынок после стабилизации экономики все равно заполоняют импортные товары", - подытожил эксперт.
Согласно его рассуждениям, такая ситуация характерна для большинства сырьевых экономик. Когда правительство добивается экономического роста и стабилизации доходов населения и бизнеса, участники сырьевой экономической модели начинают снова потреблять импорт. Если рынок сырьевой и достаточно узкий, а иностранных инвестиций недостаточно чтобы изменить сырьевой характер экономики, то заработанные на сырье доходы направляются в потребительский сегмент, где преобладает импорт.