Прямой эфир

Почему подорожали контейнерные перевозки — что происходит с рынком?

Фрахт (стоимость) морских грузоперевозок колеблется всегда, но сейчас наблюдается резкий скачок. И поскольку судоходство обслуживает около 80% всего объема мировой торговли, рост цен уже привел к серьезным последствиям. Разбираемся, почему море резко подорожало и что делают логистические компании. 

доставка груза из Китая

Главные причины подорожания

Почему подорожали контейнерные перевозки по маршруту Китай-Европа:

  • напряженная геополитическая ситуация в Красном море;
  • нехватка тары (контейнеров);
  • дисбаланс экспорта и импорта Поднебесной;
  • сезонный спрос.

Для не логистов опишем подробно, что значит каждая причина для международной торговли.

Кризис в Красном море

Красное море, а в частности Суэцкий канал, — главный торговый путь между Азией и Европой. Канал позволяет судам не огибать Африку, что сокращает путь в среднем на 7000-8000 км! Это значительно экономит время, топливо и финансовые затраты.

Сейчас в Красном море активизировались атаки йеменских хуситов на коммерческие судна. Так, 7 июля был затоплен греческий сухогруз, что привело к человеческим жертвам и ранениям. Постоянные угрозы вынуждают компании искать альтернативные пути, стоимость страхования судов резко выросла.

Альтернатива Суэцкому каналу — обход через Мыс Доброй Надежды на юге Африки. Это огромный крюк: доставка груза из Китая через Гданьск (Польша) становится дольше на 10-14 дней.

Почему это проблематично для морских грузоперевозок:

  • неравномерная нагрузка на порты;
  • задержка тары и сложности с возвратом пустой;
  • дороже арендовать контейнер;
  • порча товара из-за долгих сроков;
  • выше цены на страхование.

Крупные судоходные компании уже приняли решение о постоянном обходе Красного моря через Мыс Доброй Надежды. Маршрут становится «новой нормой», но в этом случае снижение ставок на фрахт не ожидается. 

Эксперты не прогнозируют улучшение ситуации до конца 2025 года, что нужно учитывать при планировании поставок из Поднебесной.

Дефицит контейнеров и загруженность портов в Китае

Из-за долгих рейсов и роста импорта в Европу, в Поднебесной возник острый недостаток пустых контейнеров. Компании вынуждены платить больше за их аренду. Такое наблюдалось и раньше, но только в сезон. Сегодня с учетом кризисной ситуации в Красном море задержки могут достигать нескольких недель или даже до месяца.

Пустая тара скапливается в портах, но в то же время в Китае ее не хватает. При длинном обходном пути везти контейнеры обратно без груза нецелесообразно. Это приводит к переполненности складов и терминалов, а это еще больше задержек и расходов на хранение. 

Стоит выделить дисбаланс китайского экспорта и импорта. Страна вывозит больше продукции, чем ввозит, что создает колоссальную нагрузку на инфраструктуру. Несмотря на геополитическую ситуацию (в том числе повышение пошлин при растаможке в США), Поднебесная наращивает экспорт в других направлениях. 

Сезонный спрос и ограничение мощностей

Один из пиковых сезонов для морских перевозок из Китая припадает на июль-август:

  1. В Тихом океане с августа начинается сезон тайфунов и штормов. Это может вызывать задержки, отмену рейсов и загрузку портов, что также способствует переплате за срочность и тару.
  2. Подготовка к Черной пятнице, Киберпонедельнику и предрождественским продажам. Компании по всему миру начинают закупать товары под распродажи, которые проходят в конце ноября.
  3. Сезонный спрос на товары для отдыха. Хоть лето заканчивается, сентябрь-октябрь во многих странах теплые, поэтому продукция все еще востребована.

Соответственно, высокий спрос провоцирует рост тарифов. Логистические узлы перегружены, порты имеют ограниченную пропускную способность, что приводит к вышеупомянутому дефициту контейнеров, простоям, пробкам.

доставка груза

Для многих предпринимателей главный фактор, почему выгодны контейнерные перевозки, — бюджетная стоимость. Пока не существует достойных предложений, как заменить логистический путь через Суэцкий канал, а транзит по ЖД все еще дороже.

Подытожим, что предпринимают компании: 

  • Пересмотр долгосрочных контрактов. Теперь их заключают на короткий срок, чтобы быстро реагировать на смену цен. И это усложняет планирование для бизнеса.
  • Специальные надбавки (например, «Peak Season Surcharge» или «War Risk Surcharge»), чтобы компенсировать возросшие расходы.
  • Сокращение или объединение рейсов, чтобы оптимизировать загрузку и снизить издержки.

Международная логистика и торговля сталкиваются с серьезными вызовами. Направление Китай-Европа перегружено, но компании продолжают возить грузы, хоть это дороже и дольше. Рост тарифов на доставку напрямую влияет на конечную цену товаров, что сильно бьет по малому и среднему бизнесу и по экономике в целом.