Успеет ли государство обеспечить страну кислородными концентраторами за "дорожные" деньги
Власть наконец перестает отстаивать с пеной у рта "Большое строительство": финансирование дорог на следующий год решили сократить, а часть выделенных до конца 2020 года средств - перенаправить на кислород для больных. Министр здравоохранения Степанов обещает, что до конца ноября в стране будет 42 тыс. коек с подведенным кислородом.
Только благодаря скандалу, вызванному перенаправлением средств с лечения коронавируса на дороги, внимание чиновников удалось обратить на одну из самых болезненных тем – нехватку О2 для больных. Этим вопросом власть озаботилась только в ноябре, когда суточное количество заболевших уже достигает 12 тыс.
Почему больницы с апреля так и не оборудовали кислородом в нужном количестве и успеют ли это исправить до конца месяца?
Шансы попасть на койку с кислородом
Когда легочная ткань поражена, она не способна усваивать кислород из атмосферного воздуха. В таком случае пациенты, в частности коронавирусные, нуждаются в искусственном насыщении организма О2, иначе больной может ощущать существенный дискомфорт, удушье, вплоть до потери сознания.
Медики пользуются кислородными баллонами, специальными емкостями для хранения О2. Сегодня в Украине высокий дефицит этих емкостей - их необходимо заказывать. Кроме того, эти баллоны нужно специально возить на заправку, часто - за 50-100 км. Такие допотопные методы чреваты тем, что при форс-мажорных обстоятельствах пациенты могут попросту остаться без кислорода.
Поэтому логичнее использовать не баллоны, а кислородные концентраторы, которые являются не хранилищами, а специальными мини-фабриками. Концентратор получает воздух из окружающей среды, сжимает его и пропускает через специальные сита. Он не может полностью заменить дыхание, как это делает аппарат ИВЛ, но крайне необходим больным средней тяжести.
По стандартам МОЗ, кислород должен быть подведен к 80% всех коек (не только "коронавирусных"). Сейчас же этот показатель существенно ниже. Всего в Украине кислородными концентраторами оборудованы 20 тыс. коек. При этом только для больных Covid всего установили более 44 тыс. кроватей.
Регионы отчитываются о существенном отставании от стандарта. В Черкассах, например, кислородом оборудовано только 62% коечного фонда, в Житомирской области - 48%. Врачи в некоторых больницах поставлены перед нелегким выбором.
"Доктор рассказывает о 2 палатах из 10, к которым подведен кислород, ... о том, как при попытке включить в розетку КК, который таки нашли родственники пациентов, доктора бьет током и розетка выпадает полностью. Моя знакомая искала концентратор для мамы, хоть бы и очень использованный, битый и крашеный, но лишь бы дышать. Не успела найти...", - пишет в Фейсбук блогер Татуся Бо.
В некоторых медицинских учреждениях кислородные концентраторы приходится катать между этажами от пациента к пациенту. Это чревато распространением не только ковида, но и других вирусов, а также туберкулеза. При повторном подключении необходима качественная дезинфекция, на которую нет времени, а также замена канюлей (устройств для подачи или отвода веществ). Но расходников для концентраторов тоже не хватает.
"И если дело касается, например, пациентов с раком легких, то это негигиенично, но не смертельно. А поскольку речь идет о пациентах с Covid -19, каждый аппарат будет превращаться в персональную мини-ферму по разведению вируса, если никто не вспомнит о том, что один пациент - один фильтр, одна маска, один набор трубок и стерилизация перед передачей следующему", - подчеркивает на странице в Фейсбук Леся Литвинова, соучредитель благотворительной организации "Свои".
Несколько месяцев назад ситуация с кислородом была еще более критичной. По состоянию на сентябрь доступ к О2 имели только 8 800 коек. Таким образом, за 5 месяцев существования Covid-фонда кислородом успели оборудовать только 5,3 тыс. коек.
Такая эффективность осваивания государственных средств возмущает, ведь рост заболеваемости в стране и, соответственно, увеличение количества койко-мест, были весьма ожидаемы. Да и о том, что в стране есть проблема с кислородными баллонами, которые возят в больницы как бутыли с водой в офисы, чиновники тоже знали. Но приоритеты были расставлены иначе: "лишние" средства пустили на дороги. Так за упрямство и популизм властей мы заплатили здоровьем наших граждан.
Почему концентраторы закупают только сейчас
После создания "коронавирусного" фонда в МОЗ отказались от централизованных закупок концентраторов. Глава ведомства уточнил, что больницы должны были сами решить, хотят они приобретать концентраторы или же использовать альтернативу - централизованную подачу кислорода.
Закупать концентраторы в большом количестве – это действительно не лучший вариант. Во всем мире используют кислородные станции. Они позволяют подвести О2, который практически безотходно производится из воздуха при помощи специального оборудования, сразу к сотне коек по больнице. Такую подачу можно было наблюдать в фильмах. У изголовья кровати пациента идет специальная стойка, и в любую секунду, если ему стало хуже, на больного можно надеть маску и подключить кабель-канал.
Подход МОЗ выглядел адекватно в свете реформы децентрализации, ведь министерство слабо ориентируется в потребностях больниц на местах. Но по факту ответственность просто переложили на местные власти. Мол, вам нужно оборудовать 200 коек, значит сами с этим и разбирайтесь.
На практике объем субвенций из госбюджета не позволял некоторым больницам даже рассматривать такой вариант. Теперь же его воплощение на государственном уровне рассматривать уже бессмысленно. Чтобы установить станцию, нужно разместить оборудование на улице, на расстоянии от стационаров, так как кислород взрывоопасен. Необходимо возвести фундамент, протянуть магистрали в палаты. Все это - длительный и трудоемкий процесс. Для этого пришлось бы освободить палаты и объявить ремонт, что сегодня в условиях пандемии невозможно.
Если бы установкой кислородных станцией озаботились хотя бы в апреле, выделенные государством средства действительно можно было бы освоить с толком. Возможно, такой вариант не рассматривали изначально из-за финансового вопроса. Ведь на оборудование всех больниц понадобится около 2 млрд грн. Сейчас же под концентраторы выделяют суммарно почти 1,5 млрд. Уместна ли такая экономия - вопрос риторический.
Возвращаясь к закупкам от больниц, в условиях отсутствия масштабного производства кислородных концентраторов в Украине осуществлять их было сложно. Поставщики взвинчивали цены из-за высокой стоимости перевозки.
"Дело не в спекуляции, а в том, что бизнес не может позволить загрузить самолет концентратором: у него нет такого покупателя, который купит сразу целый самолет груза. Поэтому приходится покупать место в самолете. Вот почему концентратор, который раньше стоит 20-30 тыс., сегодня стоит 45-60", - подчеркивает Алексей Давиденко, собственник сети магазинов медицинских товаров "Медтехника".
Выделенные на места 572 млн грн были освоены быстро. Новых же средств не выделялось. Так что больницы были вынуждены обращаться за помощью в благотворительные фонды. Но те в первую очередь помогают отдельным паллиативным (неизлечимым) больным. Помощь оказывали небезразличные граждане и представители международных организаций (например, ЮНИСЕФ).
О госзакупке кислородных концентраторов Степанов заявил только 7 сентября. А затем 5 ноября - о необходимости покрыть кислородом остальные койки.
Удастся ли обеспечить концентраторами еще 22 тыс. коек
Уже в этом месяце общее количество коек, оборудованных кислородом, хотят довести до 42 тыс. По мнению Алексея Давиденко, этого действительно достаточно. Он убежден: если коек не хватит, придется вводить чрезвычайное положение и всю страну закрывать на карантин.
В Украине концентраторов практически не производят. Некоторые из них изготавливают и в США, но обычно поставщиком становится Азия: Тайвань, Корея, Китай. На производство уходит около 30 дней. А ведь продукцию еще необходимо доставить в страну. Единственная украинская фирма, которая начала экспериментально производить концентраторы, делает это из китайских комплектующих, которые также нужно привезти.
Доставить концентраторы морским путем проще и дешевле, но тогда они будут плыть в страну около 45 дней. Столько времени у чиновников нет.
"Получается 75 дней, или 2,5 месяца. Даже если они уже есть готовые, в чем я сомневаюсь, то все равно морем их быстрее чем за 1,5 месяца не привезут. Если бы чиновники были умнее, они могли бы 8 месяцев назад спокойно заказать оборудование в Китае. Морем концентраторы приплыли сюда за эти 8 месяцев и здесь бы их спокойно раздали", - подчеркивает Давиденко.
Эксперт убежден: единственный вариант, как можно успеть оборудовать все эти койки сейчас, - это все-таки на государственном уровне зафрахтовать грузовые или транспортные самолеты. Но он сомневается, что чиновники сумеют оперативно найти производителей. По его словам, понадобится в лучшем случае как минимум 2-3 недели. Так что до конца ноября выполнить обещание практически нереально.
Относительно того, хватит ли выделенных государством средств (почти 900 млн грн), оценки более позитивны. В одном самолете помещается до 4 тыс. концентраторов. Чтобы привезти в страну нужное количество оборудования, необходимо сделать шесть ходок самолета. По оценкам Давиденко, одна такая ходка обойдется примерно в 4 млн долл. с учетом стоимости доставки. Таким образом, 22 тыс. концентраторов обойдутся стране в 616 млн грн.
Подсчеты произведены исходя из закупки обычных стационарных пятилитровых кислородных концентраторов. Закупка же концентраторов на 10 л могла бы оказаться в 1,5-2 раза дороже. Речь не идет и об удобных портативных концентраторах, один из которых может стоить 4-5 тыс. долл. Впрочем, точно сказать, хватит ли средств, сложно, ведь существует и коррупционный фактор.
Оставим строительство "воздушных замков" на совести чиновников. Главное в истории с украинским кислородом - чтобы средства на КК теперь не просто были потрачены уже до конца месяца. Важно, чтобы также были приобретены расходники, качество товара было на достойном уровне и чтобы концентраторы было куда подключать. Тогда украинские больные будут уверены в надежности своего лечения если не в этом месяце или этом году, то хотя бы с начала 2021 года.
Анна ПешковаИсточник: 112.ua
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.