Кабмин "отжал" у банков, МВФ и НБУ 240 млрд грн
Начиная с марта этого года, Кабмин "отжал" у банков, госпредприятий, МВФ и НБУ примерно 240 млрд грн непродуктивных бюджетных поступлений. Хотя на самом деле, эти деньги изъяли из экономики. То есть из шести месяцев своей работы наш Минфин получил "шару" в виде ровно трех "бесплатных" месяцев.
И заметьте, в то время как во всем мире расширенные правительства совместно с центральными банками насыщают экономику деньгами, у нас, наоборот, "шмыганомика" заключается в стратегии "день простоять и ночь продержаться", для чего из экономики изымаются практически все ликвидные ресурсы. И цель "простоять" - это не о 40 млн человек, а о нескольких сотнях.
В свете сказанного, становятся понятными причины "выполнения" бюджета по итогам января - августа 2020 года. Сальдовый показатель налоговых сборов составил по факту 354 млрд грн при плане в 337,8 млрд грн и аналогичном показателе за 2019-й в 296,9 млрд грн.
Деньги вынули из государственных компаний в виде дивидендов и авансовых платежей - таким образом показали рост по сравнению с прошлым годом. А выполнения плана достигли с помощью корректировки... самого плана, снизив индикатив по сборам и изобретя таким образом уникальный метод выполнения плановых показателей путем сокращения оных.
Зато на таможне, где нельзя вынуть дивиденды и авансовые платежи "Нафтогаза" и "Привата", деятельность нынешней власти расцветилась во всех красках, как поросль мухоморов в сказочном лесу: факт девяти месяцев 2020-го в размере 174,7 млрд грн при сниженном индикативе (плане) в 211 млрд грн и сборах за аналогичный период прошлого года - в 203,5 млрд грн.
И это, заметьте, при девальвации гривны на 13,5%, на обменный курс которой завязаны практически все таможенные налоговые платежи и сборы. Недобор к плану на 17,2% и на 14,1% - по сравнению с 2019-м. Частично такой провал можно объяснить падением показателя экспорта в результате кризиса и снижением платежеспособного спроса населения и бизнеса.
А с другой - где же все-таки скрыты те самые 40 млрд долл. в виде расхождения по физическому объему в эквиваленте индикативных цен и реальными товарными потоками, зафиксированными на таможне по экспортно-импортным операциям (эти данные неофициально циркулируют в экспертных кругах)? О которых, кстати, неоднократно упоминали "слуги" накануне выборов и которые клятвенно обещали отбелить? Или таможня опять "берет добро"?
В результате таможенного провала и налоговых манипуляций с авансовыми сборами получаем микс недовыполнения бюджета на 3,7%, или 26 млрд грн.
Пытливый читатель сразу же обратит внимание на последнюю цифру и будет прав, ведь нам обещали дефицит бюджета в пределах 300 млрд грн, или около 8% ВВП. Но даже учитывая практику, когда проблемы первого бюджетного квартала перекладывают на второй, а второго - на третий и третьего - на конец года, разница существенная.
И здесь кроется еще одна, на этот раз парадоксальная проблема нашего бюджетного процесса. Бюджет-то с дефицитом в 300 млрд грн правительство нарисовало, да вот только не спешит его достигать.
С одной стороны, его сдерживают обязательства перед МВФ по удержанию первичного профицита (когда доходы превышают расходы минус выплаты по обслуживанию долга в виде процентов).
С другой - Кабмин просто не умеет оперировать системными бюджетными программами, когда деньги "не пилятся", а выделяются в пользу широкого спектра реципиентов как на региональном уровне, так и на государственном. И такими реципиентами могут быть миллионы - население, малый и средний бизнес.
К сожалению, все искусство нашего Минфина ограничивается закрытием программ в пользу внешних кредиторов, когда внепланово производится выкуп государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, на сумму более 30 млрд грн (и это только за последние два месяца). Или финансируются пропитанные политикой программы вроде "Большого строительства", где коррупционные риски необычайно высоки, как и всегда при закапывании денег "в дороги".
Остатки средств на едином казначейском счете в январе - августе 2020-го значительно превосходят практически все показатели прошлых лет, начиная с 2014-го. Так, если в июне - августе 2019-го остатки на ЕКС составили 29,5, 12,9 и 48,7 млрд грн, то в 2020-м аналогичные показатели достигли (входное сальдо): 32,5, 75,7 и 51,7 млрд грн соответственно. А вы думаете, кризис, у государства денег нет…
То есть не менее опасной тенденцией для экономики является невыполнение бюджета по расходам, которые, согласно принципам современной монетарной теории, являются первичными над доходами, ведь от ритмичности государственных расходов зависит создание денег в экономике.
Это, по сути, отправная точка системной логической цепочки: расходы - государства - доходы населения и бизнеса - новые налоги - доходы государства. Тем более что траты государства являются частью ВВП по методу расходов, наряду с частными издержками.
Таким образом, правительство (и особенно нынешний Минфин) дважды "наказало" экономику: первый раз - забрав из нее практически весь свободный ресурс и "откусив" существенную часть эмиссии НБУ (а эти деньги тоже должны были идти в реальный сектор), и второй раз - поставив на паузу практически все программы системного развития, которые можно было как раз в кризис и авансировать. Своеобразная бюджетная вилка "пана Шмыгаля", вот только "вареников" от него экономика не дождется. В сметане есть кому "купаться", и место в тарелке государственного бюджета уже занято…
Алексей КущИсточник: Facebook
Подписывайся на NEWSONE в Facebook. Узнавай первым самые важные новости.