Коломойский уходит в отрыв
Рост политического влияния группы "Приват" после прошлогодних президентских и парламентских выборов реализуется в экономические бонусы для ее владельца Игоря Коломойского. Об этом пишет Остров.
Бизнес прочих крупнейших олигархов при этом ослабляется, теряя государственную поддержку в различной форме.
Таким образом уже к концу президентской каденции Владимира Зеленского "большая четверка" украинского олигархата способна трансформироваться в конструкцию "1+3".
Тем самым закрепив абсолютное влияние "Привата" не только на политику, но и в украинской экономике.
Щедрый подарок для "Привата"
Глава правления НАК "Нефтегаз Украины" Андрей Коболев еще в период президентства Петра Порошенко начал продвигать идею странного мирового соглашения с ПАО "Укрнефть" (УН).
Странного – потому что выглядит оно абсурдно: госкомпания (50%+1 акция "Укрнефти" принадлежат государству в лице "Нефтегаза", но фактически она подконтрольна И.Коломойскому) расплатится по своим долгам с государством… деньгами этого же государства.
Речь идет о том, что "Нефтегаз" согласился уступить "Укрнефти" права на спорный объем газа, добытый УН в 2006-2010 гг.
Судебные разбирательства по данному вопросу длились свыше 10 лет с переменным успехом, но при А.Коболеве "Нефтегаз" почему-то решил капитулировать.
В свою очередь УН, получив деньги за указанный объем газа в текущих ценах (ну, не совсем в текущих, сейчас газ в ЕС подешевел из-за теплой погоды, поэтому подсчитали как подороже), заплатит государству налоговый долг.
Сумма долга, по данным директора консалтинговой компании "А-95" Сергея Куюна, достигает 30 млрд грн.
И как ранее пояснял тогдашний глава правления "Укрнефти" Марк Роллинс, у компании просто нет наличных ресурсов, чтобы закрыть долг перед госбюджетом иным образом.
При этом как бы за кадром остается вопрос об 1 млн т. нефти на 7,5 млрд грн., которые УН в 2015 г. зачем-то отгрузила без предоплаты в адрес фиктивных фирм, впоследствии благополучно исчезнувших.
По данным СМИ, эти фирмы оказались связаны с совладельцами "Привата", которым в уставном капитале "Укрнефти" принадлежит порядка 43%.
И тут надо вспомнить, что ранее достоянием гласности стали секретные дополнительные соглашения, в соответствии с которыми предыдущий глава правления УН Питер ван Хекке устранился от управления компанией в пользу миноритарных акционеров - в обмен на щедрое денежное вознаграждение.
Поэтому логично предположить, что и с М.Роллинсом сработал подобный сценарий.
Тогда можно говорить о хищении из госкомпании ресурсов на 7,5 млрд грн. Под таким углом ситуацию и рассматривают в Генеральной прокуратуре Украины (сейчас - Офис генерального прокурора).
Однако расследование уголовного производства с 2016 г. до сих пор не финализировано.
Кроме того, не решенным остается вопрос покрытия убытков, возникших от продажи УН добытой нефти по заниженным ценам в адрес фирм, связанных с совладельцем "Приват".
По оценкам "А-95", УН только за 2008-2010 г. недополучила из-за этой схемы порядка млрд дохода. Вот почему соглашаться на уступку спорного газа в пользу "Укрнефти" для государства в лице "Нефтегаза" как-то нелогично.
Тем не менее, А.Коболев, получающий от государства зарплату 2,08 млн грн. в мес., фактически пошел против интересов этого самого государства, выступив на стороне миноритарных акционеров.